Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
В службе социально-психологической помощи «Гимназия №1» трудятся следующие специалисты: социальный педагог Тереньтева Марина Анатольевна и два педагога-психолога - Салдаева Светлана Анатольевна и Литовченко Александр Николаевич.
В 2018 году в МБОУ «Гимназия №1» на основании приказа директора Департамента образования администрации города Нижневартовска от 11.09.2017г. № 496 «О создании центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных организациях», Положения о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создан такой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – ППМС-центр. Его цель - обеспечить доступность получения комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. На основании психологических диагностик, проводимых в гимназии, педагогических наблюдений, а также на основании заявлений родителей на оказание помощи, специалисты ППМС центра проводят всю необходимую работу по оказанию необходимого внимания и помощи различным группам обучающихся: с нарушениями здоровья (ОВЗ и инвалидностью), с проблемами в освоении образовательной программы, с трудностями в поведении, общении, адаптации к школе, к социуму.
Главные задачи социального педагога
- координирование действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом обучающихся, родителей, общественными структурами — с другой;
- раннее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;
- проведение профилактической работы по правовой грамотности обучающихся;
- проведение профилактической работы по здоровому образу жизни.
Направления работы
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
- Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
- Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
- Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка:
- Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;
- Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.);
- Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:
- Раннее выявление неблагополучных семей;
- Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунским семьям, семьям с приёмными детьми, и т. д.
- Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование:
- Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
- Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.;
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:
- Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося (девиантного) поведения учащихся;
- Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);
- Способствование пропаганде здорового образа жизни.
6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности:
- Работа в службах социальной защиты, службе занятости;
- Благоустройство города, двора, памятников культуры и другое, - все, что способствует личностному развитию и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
7. Организационно-методическая деятельность:
- Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
- Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Современная социальная жизнь детей и взрослых полна рисков, сложностей и конфликтных ситуаций, а высокий уровень требований к человеку и огромное количество задач часто ведут к эмоциональной перегрузке, невротизации, ощущению психологического тупика. Именно в такие моменты просто необходима помощь психолога. Трудные ситуации разного характера случаются в жизни каждого человека, именно через преодоление трудностей человек развивается и растет психологически, морально, интеллектуально.
Понимая возникающие трудности, чувствуя, что в поиске выхода из трудной ситуации нужна помощь специалиста - психолога, в службу может обратиться любой ученик, учитель или родитель. При обращении мы выберем удобное время и договоримся о конкретной встрече, в дальнейшем, возможно, о режиме систематических встреч один раз в неделю. На консультации мы вместе проанализируем ситуацию, разберемся в ее тонкостях, причинах и последствиях, найдем не один выход, человек получит необходимые ему психологическую поддержку, ресурс и сам определится, что он готов предпринять, какой выбор ему ближе, с чего он начнет и куда двигаться дальше.
Современная социальная жизнь детей и взрослых полна рисков, сложностей и конфликтных ситуаций, а высокий уровень требований к человеку и огромное количество задач часто ведут к эмоциональной перегрузке, невротизации, ощущению психологического тупика. Именно в такие моменты просто необходима помощь психолога. Трудные ситуации разного характера случаются в жизни каждого человека, именно через преодоление трудностей человек развивается и растет психологически, морально, интеллектуально.
Понимая возникающие трудности, чувствуя, что в поиске выхода из трудной ситуации нужна помощь специалиста - психолога, в службу может обратиться любой ученик, учитель или родитель. При обращении мы выберем удобное время и договоримся о конкретной встрече, в дальнейшем, возможно, о режиме систематических встреч один раз в неделю. На консультации мы вместе проанализируем ситуацию, разберемся в ее тонкостях, причинах и последствиях, найдем не один выход, человек получит необходимые ему психологическую поддержку, ресурс и сам определится, что он готов предпринять, какой выбор ему ближе, с чего он начнет и куда двигаться дальше.
Основные направления работы
- Психологическая диагностика.
- Психологическое просвещение.
- Психологическая профилактика.
- Психологическое консультирование.
- Методическая работа (написание программ, планов, подготовка к выступлениям на родительских собраниях и пр.).
- Работа с документацией.
- Психологи проводят работу как индивидуально, так и с группой, в форме психологических занятий с элементами тренинга.
Кому оказывается психологическая помощь?
Психологическая помощь и необходимое профессиональное внимание оказывается всем участникам образовательного процесса – педагогам, родителям, различным группам обучающихся:
- с нарушениями здоровья (ОВЗ и инвалидностью);
- с проблемами в освоении образовательной программы;
- с трудностями в поведении, общении, адаптации к школе, к социуму;
- с выявленными в результате проведения психологической диагностики нарушениями различных сфер развития личности.
Зачем ходить к психологу?
Как правило, на консультацию к психологу самостоятельно обращаются за помощью люди более осознанные, говоря современным языком, «продвинутые», и это могут быть как взрослые, так и дети. Действительно, это здорово, когда есть человек, профессионал в своем деле, который готов целый час слушать тебя, быть включенным в твою жизнь, твои проблемы, говорить только о тебе, помогать тебе разбираться в переплетениях твоей жизни, мыслей, чувств и действий. Даже за казалось бы элементарной формулировкой «Мне лень…» (учиться, заниматься спортом, общаться, менять что-то в своей жизни и пр.) стоят чаще всего неосознаваемые причины, совершенно конкретные внутренние препятствия, которые мы привыкли называть таким знакомым словом «лень». А это могут быть и страх, и перенесенная психологическая травма, и отсутствие мотивации и успеха, и неверие в свои силы, и нездоровье, и проблемы с психикой, и сбои в работе мозга (в мышлении, памяти, внимании), и уход от реальных сложностей в освоении какого-нибудь предмета, который почему-то трудно дается, и сформировавшееся мышление неудачника или жертвы, и элементарные манипуляции, чтобы привлечь внимание взрослых, и т.д., список можно продолжать до бесконечности. И тогда главная задача в работе психолога с этим человеком – разобраться, что стоит за словом «лень», распутать этот клубок причин, найти настоящую первопричину и работать с ней, кропотливо прорабатывая травму, простраивая шаги в направлении выхода из привычного «бега по кругу». Чем больше человек заинтересован, замотивирован на психологическую работу, тем более значимый, объемный и удовлетворяющий результат он получает от процесса совместной работы с психологом.
В школе часто бывает так, что психолог работает с обучающимися, у которых нет своей личной потребности в психологической работе. И тогда важно сначала установить приемлемые, теплые, и даже доверительные отношения, работать над созданием и поддержанием атмосферы доверия, именно это – основа для дальнейшего со-трудничества, со-творчества, общения и эффективного результата от совместной работы. А дальше, как положено, разбираем «узелки», переплетения, находим решения и выходы.
Служба школьной медиации
Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:
- понять друг друга;
- обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
- найти приемлемое для всех решение конфликта;
- обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем;
- принять ответственность за исправление причиненного вреда.
Зачастую стороны, находящиеся в конфликте, не могут сами решить возникшую проблему. Они испытывают сильные эмоции - страх, обиду, переживают стресс (в том числе, из-за ухудшений отношений друг с другом). Каждый психически здоровый человек стремится к миру и спокойствию, к защите своих границ, но каждый человек может и ошибаться, и нарушать границы другого. Конфликт может перерасти в войну, а может стать точкой роста в развитии личности. Оказать помощь в решении конфликта может специально обученный сотрудник – медиатор.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
Ведущий примирительной встречи (медиатор):
- в равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог;
- не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.;
- способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред (ущерб, как моральный и физический, так и материальный);
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Зачем нужна медиация школе?
Конфликты в школе, как и в обществе, возможны, они случаются, причем на разных уровнях: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ребенок-родитель», «ученик-класс», «родитель-учитель» и т.д. Все мы разные, и конфликты неизбежны.
Безусловно, необходимо учиться решать конфликтные ситуации мирным путем: прояснять отношения, распределять ответственность, выяснять причины столкновения интересов, искать компромиссы, договариваться и держать договоренности, возмещать причиненный ущерб.
Благодаря медиации можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. Можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в более сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как «обидчик», так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке создает необходимое чувство безопасности, условия для разрешения спора\конфликта, стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано, так как участники непосредственно участвовали в создании соглашения.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
- когда стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
- в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие в содеянном);
- в случае если хотя бы одна из сторон обратилась за помощью в разрешении конфликтной ситуации;
- в случае, если обе стороны обратились с жалобами и за помощью в разрешении конфликтной ситуации;
- если конфликт затянулся, считается неразрешимым обеими сторонами.
Примеры, когда можно обращаться в службу примирения:
Если дети подрались, кто-то кого-то ударил, нечаянно зацепил, вызвав обиду у пострадавшего;
Порча, кража личного имущества, при условии, что нарушитель признает свою вину и хочет возместить причиненный вред;
Травля, буллинг, насмешки, оскорбления в сторону любого участника образовательного процесса (ученика, учителя, родителей);
Произошла ссора между детьми и участники конфликта хотят решить проблему, но не могут это сделать самостоятельно;
Конфликт ребенка с учителем, недопонимание, наличие претензий у учителя к ученику или наоборот, у ученика к учителю;
Проблемы между родителем и учеником в вопросах образования (плохие оценки, прогулы уроков, отказ от выбора профессии и так далее);
Конфликты, возникающие между учителем и родителем о методах воспитания, обучения, выставления отметок и другие конфликты, связанные с образовательным процессом.
На встрече выполняются следующие правила
- Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
- Не оскорблять - все должны чувствовать себя в безопасности.
- Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
- Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
- Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, как и участник с медиатором.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Уполномоченный по правам ребёнка
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) в школе - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом, наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по правам в образовательном учреждении – это взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:
- если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса,
- если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы,
- за правовой консультацией (в рамках функционирования школы),
- за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса,
- если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) в МБОУ «Гимназия №1» - Литовченко Александр Николаевич, кабинет №107.
Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
- оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни;
- обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса
Уполномоченный содействует:1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;
3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.
Куда ещё можно обратиться
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района:
Председатель комиссии по делам несовершеннолетних - Чурикова Ирина Михайловна,
тел. 8(3466) 44-75-76,
адрес: ул. Нефтяников, 88, Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ, 628615,
почта: odn@n-vartovsk.ru.