В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Для решения данных проблем в нашей гимназии организована школьная служба примирения (медиации).
Школьная служба примирения (медиации) – это команда взрослых (кураторов, медиаторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
ЦЕЛЬ: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
ЗАДАЧИ:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
- повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:
- Понять друг друга.
- Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций.
- Самим найти приемлемое для всех решение конфликта.
- Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем.
- Принять ответственность за исправление причиненного вреда.
Зачастую, стороны находящиеся в конфликте не могут сами решить возникшую проблему. Они испытывают сильные эмоции, страх, обиду, переживают стресс (в том числе, из-за ухудшений отношений друг с другом). Каждый психически здоровый человек стремится к миру и спокойствию. Оказать вам помощь в решении конфликта может специально обученный сотрудник – медиатор.
Ведущий примирительной встречи (медиатор):
- В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
- Не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.
- Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред
Как проходит процесс медиации?
Правовая основа организации школьной службы примирения (медиации) в МБОУ «Гимназия №1»
Нормативная база
Локальные акты
Приказ о создании школьной службы примирения (медиации)
Дополнительные документы школьной службы примирения
Форма согласия на проведении процедуры медиации
Форма примирительного договора конфликтующих сторон
Зачем нужна медиация школе?
Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.
Благодаря медиации, можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Примеры, когда нужно обращаться в службу примирения:
Если дети подрались, кто-то кого-то ударил, нечаянно зацепил, вызвав обиду у пострадавшего;
Травля, буллинг, насмешки в сторону любого участника образовательного процесса (ученика, учителя, родителей);
Произошла ссора между детьми и участники конфликта не могут сами решить проблему;
Конфликт с учителем, недопонимание, наличие претензий у учителя к ученику или наоборот – у ученика к учителю;
Проблемы между родителем и учеником, в вопросах образования (плохие оценки, прогулы уроков, отказ от выбора профессии и так далее);
Конфликты, возникающие между учителем и родителем о методах воспитания, обучения, выставления отметок и другие конфликты, связанные с образовательным процессом.
Вы можете сами стать медиатором!
Если вы хотите получить бесценный опыт урегулирования конфликтов между людьми, вам нравится помогать, слушать других есть возможность попробовать себя в роли медиатора. Наша служба находится на стадии развития, и мы будем рады новым, активным участникам!
Обращайтесь к педагогу-психологу:
Литовченко Александр Николаевич
Тел. 89322505284
Список литературы
https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-27.07.2010-n-193-fz/
https://docs.cntd.ru/document/556255234#7D20K3
Сайт методического сопровождения службы примирения
http://www.школьные-службы-примирения.рф
Правовые вопросы организации школьных служб примирения
Восстановительный подход к решению конфликтов в образовательной организации
http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/item/447-vosstanovitelnyj-podkhod-k-resheniyu-konfliktov-v-obrazovatelnoj-organizatsii-lektsiya-2